Местное самоуправление в Российской Федерации
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей ее территории.
Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В 2000 году началась разработка нового закона об организации местного самоуправления в Российской Федерации взамен Федерального Закона от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С этого момента стартовал новый этап реформирования российской системы местного самоуправления.
При разработке закона учитывался опыт различных стран. Важнейшим этапом работы была экспертиза положений нового на соответствие Европейской хартии местного самоуправления – основному документу, в котором закреплен европейский опыт местного самоуправления.
Новый федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят 6 октября 2003 года и определил основные принципы и пути развития российской системы местного самоуправления.
Согласно законодательству, в Российской Федерации существуют пять типов муниципальных образований: муниципальный район, сельское поселение, городское поселение, городской округ, внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).
В России сложилась двухуровневая система местного самоуправления. Территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов, в свою очередь, - на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских муниципальных образований.
По состоянию на 1 января 2014 года местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется на территории 22 823 муниципальных образованиях.
На территории Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2000 г. №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», образованы федеральные округа: Центральный федеральный округ (18 субъектов РФ, административный центр – г. Москва); Южный федеральный округ (6 субъектов РФ, административный центр – г. Ростов-на-Дону); Северо-Западный федеральный округ (11 субъектов РФ: Республика Карелия, Вологодская область, Новгородская область, Ненецкий автономный округ, Ленинградская область, город Санкт-Петербург, Архангельская область, Псковская область, Мурманская область, Республика Коми, Калининградская область, административный центр - г. Санкт-Петербург); Дальневосточный федеральный округ (9 субъектов РФ, административный центр – г. Хабаровск); Сибирский федеральный округ (12 субъектов РФ, административный центр – г. Новосибирск); Уральский федеральный округ (6 субъектов РФ, административный центр – г. Екатеринбург); Приволжский федеральный округ (4 субъекта РФ, административный центр – г. Нижний Новгород); Северо-Кавказский федеральный округ (7 субъектов РФ, административный центр – г. Пятигорск). Также в соответствии с указом Президента РФ «Об образовании Крымского федерального округа» от 21 марта 2014 года, образован Крымский федеральный округ (2 субъекта РФ, административный центр – г. Симферополь).
Почти все округа состоят преимущественно или только из административно-территориальных образований (субъектов федерации). Единственный из округов, который почти полностью состоит из национально-территориальных субъектов (республик), является Северо-Кавказский федеральный округ.
Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает вопросы местного значения для городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, а также полномочия органов государственной власти по решению данных вопросов. Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых, в соответствии c Конституцией РФ и федеральными законами, осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Кроме того, федеральный закон допускает наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с предоставлением им соответствующих субвенций и подконтрольностью органам государственной власти, а также участие в осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий, не переданных им напрямую, если это участие предусмотрено федеральным законом.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:
представительный орган муниципального образования
глава муниципального образования
местная администрация
контрольный орган муниципального образования
иные органы местного самоуправления.
Дата изменения: 11.02.2024 23:47