Местное самоуправление в Санкт-Петербурге
Попытки создания системы местного самоуправления в Санкт-Петербурге предпринимались еще до принятия первой российской Конституции. В 1991-1992 г.г., когда Санкт-Петербург не являлся городом федерального значения, были приняты законы, регулирующие деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе, в Санкт-Петербурге (закон о местном самоуправлении, закон о краевом, областном Совете и краевой, областной администрации, закон о малых советах). В соответствии с этими законами до декабря 1993 года в Санкт-Петербурге действовал городской Совет и мэрия - органы государственной власти, 19 районных Советов и 19 районных администраций, 3 городских (в городах областного подчинения Зеленогорске, Павловске и Ломоносове) Совета и 3 городских администрации, 5 поселковых Советов и 5 поселковых администраций.
Петербургский горсовет и мэрия Санкт-Петербурга, помимо функций органов государственной власти, обладали правами и исполняли обязанности органов местного самоуправления на территории Санкт-Петербурга как целого. Городские, районные и поселковые Советы и администрации осуществляли местное самоуправление в административно-территориальных единицах Санкт-Петербурга: городах, районах и поселках. Представительные органы были избраны населением, исполнительные органы подотчетны представительным. Каждая территория имела свой бюджет, который принимался соответствующим Советом, а исполнялся администрацией. Советы решали вопросы местного значения, а администрации исполняли решения в рамках своей компетенции, определенной в вышеописанных законах. Самостоятельность органов местного самоуправления была неполной, поскольку горсовет имел право отменять их решения (правда, таким правом горсовет практически не пользовался: при горсовете действовало совещание председателей районных Советов, так что решения местных вопросов готовились и согласовывались, необходимости в их отмене не возникало).
В конце 1993 года местные Советы были упразднены указами Президента Российской Федерации. Их функции были переданы главам администраций, которые в подавляющем большинстве случаев были назначены мэром Санкт-Петербурга. 22 декабря 1993 года прекратил свое существование последний городской Совет России ? Петербургский горсовет, а его функции были переданы мэру Санкт-Петербурга. То есть, с декабря 1993 года местное самоуправление в Санкт-Петербурге прекратило свое существование.
В августе 1995 года был принят, а 1 сентября 1995 года вступил в силу Федеральный закон №154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который однозначно предписывал, более того, устанавливал сроки, в течение которых органы местного самоуправления должны были быть сформированы.
13 марта 1997 года суд назначил своим решением дату выборов в представительные органы местного самоуправления Санкт-Петербурга - 28 сентября 1997 года.
18 июня 1997 года был принят Закон Санкт-Петербурга «О внесении изменений в законы Санкт-Петербурга «Об административно-территориальном устройстве Санкт-Петербурга» и «О структуре администрации Санкт-Петербурга». Нормы этого Закона закрепили разделение территории Санкт-Петербурга на 111 территориальных единиц (8 городов, 21 поселок, 82 муниципальных округа), являющихся субъектами, в границах которых осуществляется местное самоуправление в Санкт-Петербурге. Формирование муниципальных образований происходило по принципу дробления территорий административных районов, являющихся, по сути, территориальными единицами государственного управления. Первый этап выборов в представительные органы местного самоуправления состоялся 28 сентября 1997 года. Однако 25-процентный барьер минимально необходимой явки избирателей был преодолен только в 32 пригородных муниципальных образованиях, в которых традиционно существовали городские и поселковые советы. Новые выборы были назначены на 8 февраля 1998 года. По итогам этих выборов были избраны все 1230 депутатов муниципальных советов первого созыва в оставшихся 79 муниципальных образованиях Санкт-Петербурга.